Вдохновение

Бумагопластика, скрапбукинг, квиллинг, оригами

Открытое занятие на тему: «Знакомство с техникой квиллинга».

2 комментария

IMG_1954    IMG_2056

 

Целью данного занятия является развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей с помощью освоения техники квиллинга и воспитания трудолюбия и здорового образа жизни.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить обучающихся с техникой выполнения квиллинга.
  • Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у обучающихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
  • Воспитывающая: Воспитывать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

 

Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Словарная работа:

  • Квиллинг
  • бумагокручение
  • бумажная филигрань
  • бумажное кружево.

Тип урока: Изучение нового материала, урок — творчества.

Возраст детей: на занятии – дети в возрасте 7 лет.

Техника: квиллинг, аппликация «Мухомор».

 

Методическое оснащение урока:

  • Плакаты
  • Образцы работ в данной технике
  • Фильм об ознакомлении с техникой «Квиллинг»
  • Книги и журналы о квиллинге
  • Презентация Открытого урока.

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные,, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

Методы обучения:

  • Рассказ
  • Демонстрация готовых работ
  • Беседа с объяснением нового материала
  • Показ трудовых приемов
  • Самостоятельная работа

 

 

Ход урока

Организационная часть

  • Приветствие
  • Пальчиковая гимнастика (мини-игра «Что за штучки могут делать наши ручки»
  • Проверка готовности учащихся к уроку

Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага — необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа — оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой — искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Изучение нового материала: Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

  1. История квиллинга

На английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага — недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

Техника квиллинга

Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

Когда диаметр валика станет 3—4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

Вся полоска свёрнута.

А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

Приклей конец полоски клеем ПВА.

 

 

  1. Инструменты для квиллинга

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

Деревянная зубочистка.

Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

  1. Бумага для квиллинга

Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги — самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

  1. Техника квиллинга

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем — используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

Сборка изделия «Мухомор»:

  • Создаем аппликацию «Мухомор», приклеивая сначала ножку гриба, потом шапочку и нарезанную зеленую траву внизу гриба;
  • Украшаем шляпку мухомора белыми спиралями.

Инструктаж по технике безопасности

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики. Как ножки побежали по дорожке…». Используется для того, чтобы сделать пальчики гибкими.

 

Тренировочные упражнения

Из полосок белой бумаги скрутить спираль.

Практическая работа обучающихся по выполнению изделия «Мухомор».

Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения обучающихся практической работы)

Обращаю внимание на сложность выполнения работы. Делимся на подгруппы (групповые технологии), опытнее обучающиеся помогают  слабее.

  • Проверка организации рабочих мест обучающихся;
  • Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания.

Драматизация сказки «Мухомор» с участием обучающихся,

с использованием  сделанных работ «Мухомор» и пальчиковых игрушек.

Выбираю артистов на роли зверей в соответствии их одаренности, характера и темперамента. «Мухоморов» несколько, дети выходят со своими работами.

Вывод: С Мухомором никто из зверей не хотел дружить, только лось признал его своим другом. Это значит, что всегда найдется друг, который поймет. Поможет и примет тебя.

Уборка рабочих мест

Подведение итогов урока

Выставка работ учащихся

Заключительное слово учителя

Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

Я считаю, цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на занятиях «Умелые руки», но и в жизни.

 

Содержание

  1. История квиллинга (информационная технология)
  2. Презентация открытого занятия (информационная технология)
  3. Беседа о полезных грибах и ядовитых (мухомор) (Здоровье сберегающая технология)
  4. Инструменты для квиллинга
  5. Бумага для квиллинга
  6. Пальчиковая гимнастика (Здоровье сберегающая технология)
  7. Техника квиллинга, практическая работа обучающихся (технология дифференцированного обучения)
  8. Физкультминутка (Здоровье сберегающая технология)
  9. Театрализация сказки «Мухомор» с участием детей» (Личностно ориентированная технология и игровая технология)
  10. Приложение (игра) (Игровая технология)

Методические обеспечение

 

Занятия проводится с обучающимися  первого года обучения. Тема рассчитана на два занятия (продолжительность занятия – 80 минут) и относится к разделу «Изготовление  цветов и листвы,  птиц, зверей в технике квиллинга разной сложности. Участие в выставках»  дополнительной образовательной программы «Умелые руки». Помещение  для занятий должно быть чистым, проветрено.

 

При подготовке и проведении занятий интегрированы элементы следующих образовательных технологий: личностно – ориентированная технология, здоровьесберегающая,  дифференцированная. Основной технологией на занятии является игровая технология. Это обеспечивает активность учебного процесса.

Способствует достижению высокого уровня усвоения содержания темы. Позволяет реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Обучающиеся учатся взаимопониманию, взаимовыручке, обоюдному вниманию, аккуратности. Такой тип занятия развивает  познавательные способности и эстетический  вкус обучающихся.

Работа с бумагой связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, большая нагрузка идет на глаза.  Для отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления предусмотрены  здоровьесберегающие технологии:  пальчиковая  гимнастика и гимнастика для глаз.

Использование игровых технологий на занятии создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.

Для проведения данного занятия наиболее эффективны следующие методы:  практическая работа, рассказ, беседа, игра. Из наглядных методов обучения использованы демонстрация презентации, работа со схемами, образцы изделия, музыкальное оформление.

При подведении итогов занятия педагог оценивает самостоятельность и правильность выполнения изделия, обращает внимание на аккуратность готового изделия, оговаривает наиболее характерные ошибки, допущенные детьми и приемы их исправления. Самые лучшие работы отмечаются поощрительными словами «молодец», «прекрасно», «замечательно».  Даются  рекомендации  по использованию выполненных изделий (в качестве подарка родным и близким).

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая / Воспитание школьников. 1999, №1.
  2. С.Букин и М.Букин. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. Издательство Феникс, 2010 г. – Ростов-на-Дону. 271 стр.
  3. Разработка и исполнение Центр Корейского бумажного творчества. Квиллинг. От простого к сложному. – Москва.: Дизайн Хаус., 2011. 64 стр.

 

 

 

Приложение

 

Сказка про Мухомор

Жил-был Мухомор. С ним никто не дружил.
Однажды около Мухомора пробегал Ежик. Мухомор сказал ему:
— Ёжик, давай дружить.
— Нет, ты ядовитый, — ответил Ёжик и убежал по тропинке.
Обидно стало Мухомору. Тут мимо проходит Зайчик.
— Зайчик, давай дружить, — сказал Мухомор.
— Нет, ты ядовитый! Я с тобой не буду дружить, – ответил Зайчик и ускакал
Мухомору стало очень грустно Видит он на ветке сосны сидит Белка и грызёт орешки.
— Белка, давай дружить, — говорит Мухомор.
— Нет, — отвечает Белка. – С тобой никто не будет дружить, потому что ты очень вреден и ядовит.
Мухомор услышал это и заплакал.
Вдруг затрещали ветки деревьев и показался Лось.
— Мухомор, почему ты плачешь? – спросил Лось.
— Как мне не плакать. Со мной никто не дружит. Я никому не нужен, — сказал Мухомор.
— Ты нужен нам – лосям. Мы лечимся мухоморами, — ответил Лось.
Мухомор очень обрадовался, что он кому-то нужен и приносит пользу

 

 

Приложение

 

Пальчиковая гимнастика «Что за штучки могут делать наши ручки»

 

Наши пальчики, как ножки побежали по дорожке,

А когда устали бегать, захотели пообедать.

Вмиг колечками сложились и в баранки превратились.

(Считаем пальчики).

Посмотрели вдруг в окно- петушок клюет зерно:

Улыбнулись:

— Ну, и что же ?

Мы клевать умеем тоже.

Наигрались, потянулись…

…На двери висит замок.

— Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили.

Постучали….и открыли!

 

 

 

2 thoughts on “Открытое занятие на тему: «Знакомство с техникой квиллинга».

  1. Чудесные занятия, детям очень нравится волшебство превращения бумажных полосок в цветы и не только.

    Нравится

  2. Мирослава и Арина очень талантливые девочки! Любят творит и создавать что-то новое. Полны интересных идей. Спасибо Вам, что Вы их поддерживаете в развитии их талантов.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s